Logo
  • О компании
  • Услуги
  • Почему мы
  • Контакты
  • Аккредитация
+7 (800) 500-75-02
Экспертиза сметной стоимости
Надёжность и точность
Проверяем сметы на соответствие нормам и выявляем ошибки для снижения финансовых рисков клиентов
ВКонтакте
Дзен
Экспертиза достоверности смет
Экспертиза достоверности сметной стоимости — это проверка правильности и обоснованности затрат в проектной документации. Она выявляет ошибки и несоответствия, снижая финансовые риски и обеспечивая прозрачность расходов на строительство.
Услуга помогает защитить интересы инвесторов и заказчиков, гарантируя точное отражение затрат. Заключение экспертизы принимается в суде и способствует безопасности и эффективности реализации проектов.
Преимущества экспертизы сметной стоимости в МЦЭП
Опытные эксперты
Эксперты с опытом более 15 лет тщательно проверяют каждый проект.
Скорость и точность
Заключения готовятся быстро без потери качества и полноты анализа.
Индивидуальный подход
Каждый заказ рассматривается с учётом особенностей и требований клиента.
Этапы проведения экспертизы сметной стоимости
Подача заявки
Клиент отправляет заявку с проектной документацией и сметой для оценки стоимости услуги.
Анализ и проверка документов
Специалисты проводят тщательную проверку сметы на соответствие нормативам и выявляют ошибки.
Выдача заключения
Клиент получает подробное заключение с результатами экспертизы и рекомендациями для дальнейших действий.
ЧАСТО ЗАДАВАЕМЫЕ
ВОПРОСЫ
по экспертизе сметной стоимости
Что такое экспертиза сметной документации?
Экспертиза сметной документации – специализированное исследование, направленное на определение объективности и достоверности расчетных показателей. Она позволяет выявить фактическую стоимость возведения, ремонта или реконструкции конкретного объекта и исключить завышение или занижение данного показателя.
Данное исследование необходимо для качественного выполнения строительных работ и рационального расходования средств и материалов, предотвращения мошенничества застройщиков, подрядчиков и иных участников процесса.
Ошибки в сметной документации не только могут повлечь дополнительные расходы, но и возникновение существенных недостатков зданий.
Экспертиза востребована при строительстве объектов разного размера и назначения, при этом особую важность она имеет при возведении сооружений культурного плана.
Что включает в себя сметная стоимость?

Сметная стоимость строительства (ремонта) в соответствии с технологической структурой капитальных вложений и порядком осуществления деятельности строительно-монтажных организаций может включать в себя:
· стоимость строительных (ремонтно-строительных) работ;
· стоимость работ по монтажу оборудования (монтажных работ);
· затраты на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря;
· прочие затраты.
Как определить стоимость проектно-сметной документации?
За цену создания документации оказывают влияние различные факторы. Вид исходных данных. Информация для разработки может предоставляться в неформализованном формате (фотографиями, чертежами, набросками, пожеланиями и т. д.), а также в виде ведомости объемов работ или проекта без детализации отдельных конструктивных элементов. Цена проектно-сметных работ находится в обратной зависимости от объема информации о параметрах будущего объекта и от того, насколько данные, предоставленные заказчиком, систематизированы. Качество исходных данных. Профессионализм и уровень квалификации человека, который определяет исходную информацию, оказывает значительное влияние на сложность и объем работ проектировщиков. Чем качественнее предоставленная заказчиком информация, тем меньше будет стоить готовая проектно-сметная документация.
Объем предоставляемых исходных данных. Чем крупнее будущий объект, тем больше информации передается проектировщикам и тем больше временных и трудовых затрат требуется для ее обработки. Соответственно, разработка проектной документации для торгового центра площадью в несколько тысяч квадратных метров будет стоить дороже, чем создание проекта и сметы для небольшого офиса на 30–40 человек.
Требования заказчика. Если разработка проектной документации требует подгона строительных или ремонтных работ под определенный бюджет, включения в смету материалов и оборудования от определенного производителя и выполнения других пожеланий клиента, то итоговая стоимость пакета документов окажется выше, чем в случае, когда таких ограничений перед проектировщиками не ставится.
По приказу Минстроя России № 707/пр от 1 октября 2021 года «Об утверждении Методики определения стоимости работ», который вступил в силу с 11 января 2022г.
Методика №707/пр устанавливает порядок определения сметной стоимости работ по подготовке проектной и рабочей документации для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия на основании сметных нормативов на работы по подготовке проектной и рабочей документации, а также порядок разработки методик нормативных затрат (МНЗ) на проектные работы.
Порядок разработки МНЗ на проектные работы приведен в главах II-VI Методики. Порядок определения стоимости проектных работ с применением МНЗ на проектные работы приведен в главах VII-X Методики.
Основным методом определения стоимости проектных работ с использованием МНЗ является метод определения стоимости проектных работ в зависимости от основных натуральных показателей проектируемого объекта строительства, характеризующих трудоемкость комплекса проектных работ, с использованием параметров цены проектных работ.
В случае отсутствия в МНЗ на проектные работы необходимых параметров цены проектных работ или в случае невозможности определения зависимости стоимости проектных работ от натуральных показателей проектируемого объекта строительства Методика №707/пр предусматривает возможность определения стоимости проектных работ в зависимости от стоимости строительства объекта с применением нормативов цены проектных работ.
Методики нормативных затрат на проектные работы, разработанные взамен Справочников базовых цен на проектные работы в строительстве в соответствии с положениями Методики №707/пр и с учетом современных требований к составу, содержанию проектной документации и порядку выполнения работ по подготовке проектной документации, в том числе материалов в форме информационной модели, позволят значительно повысить достоверность определения стоимости проектных работ.
Что входит в состав проектно-сметной документации?
Проектные документы. Любой проект на возведение или реконструкцию объекта непроизводственного или производственного назначения включает в себя 12 разделов. Он обычно приводится в томе № 0 под шифром СП. В стандартный состав комплекта документов для нелинейного объекта входят:
  • пояснительная записка;
  • сведения о схеме планировочной организации участка;
  • данные об архитектурных, объемно-планировочных и конструктивных решениях;
  • техническая информация об инженерных сетях (электро-, газо- и водоснабжении, водоотведении, вентиляции и кондиционировании, отоплении, связи);
  • перечень мероприятий, необходимых для устройства инженерных сетей.
Кроме того, проект содержит планы проведения демонтажа и сноса объектов капитального строительства, экологических и противопожарных мероприятий, а также процедур по организации доступной среды для инвалидов и повышению энергоэффективности. При разработке документации могут создаваться и другие бумаги, которые предусмотрены для конкретного типа объектов региональными законодательными актами.
Рабочие документы. Прикладываются к проекту или оформляются отдельным файлом с шифром СВ. В этот раздел входит комплекс графических и текстовых документов, которые необходимы для реализации изложенных в проекте работ по возведению, реконструкции или ремонту объекта капитального строительства. Рабочий раздел проектно-сметных документов состоит из комплектов чертежей, спецификаций изделий, материалов и оборудования, а также других документов, если они необходимы. Содержание данного раздела регламентируется ГОСТ Р 21.1101-2013 СПДС и уточняется в задании на проектирование, которое предоставляет технический заказчик.
Сметные документы. Включают локальные и объектные сметы и расчеты, план отдельных расходов, сводные сметные данные об общей стоимости строительства, сводку затрат и т. д. Сметы составляются с учетом объема работ, необходимость проведения которых была определена на этапе создания рабочих чертежей и описаний. Локальные сметы и расчеты выступают в качестве первичных сметных документов и составляются для каждого вида строительных, ремонтных или общеплощадочных работ. Сведения, изложенные в них, объединяются в сводные сметы. Если нужно определить лимит бюджета на определенный вид работ в целом по стройке, то составляются сметы на конкретный тип операций. Для расчета предварительной стоимости возведения, реконструкции или ремонта разрабатываются сводные сметы.
Чем отличается проектно-сметная документация от проектной?
Разработка проектной документации позволяет заказчику наглядно представить будущие результаты и сроки выполнения работ, а также внести свои коррективы в документацию до начала их выполнения.
Проектно-сметная документация содержит подробные чертежи и описания всех элементов здания или сооружения, что дает возможность избежать ошибок при их возведении и соблюсти требования нормативов.
Смета создается с целью предварительной оценки средств, необходимых для проведения работ и закупки материалов, которые требуются для осуществления строительных, реконструкционных или ремонтных работ.
Сколько действует проектно-сметная документация?
Пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 на Учреждение, как организацию по проведению государственной экспертизы, возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Требования к порядку применения нормативных документов установлены частью 5.2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).При этом согласно части 5.2 статьи 49 ГрК РФ при проведении экспертизы проектной документации объекта капитального строительства осуществляется оценка ее соответствия требованиям, указанным в части 5 статьи 49 ГрК РФ и действовавшим на дату выдачи градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ), на основании которого была подготовлена такая проектная документация, при условии, что с указанной даты прошло не более полутора лет (в отношении линейного объекта - на дату утверждения проекта планировки территории (далее - ППТ)). В случае, если с даты выдачи ГПЗУ или даты утверждения ППТ прошло более полутора лет, при проведении экспертизы проектной документации осуществляется оценка ее соответствия требованиям, действовавшим на дату поступления проектной документации на экспертизу, аналогичное правило действует при проведении экспертизы проектной документации линейного объекта, для строительства, реконструкции которого не требуется подготовка ППТ.
С учетом требований, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 г. N 440 "О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году", в случае если полуторогодовалый срок с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ истекает в период с 7 апреля 2020 г. по 1 января 2021 г., то применение указанных документов в целях определения даты оценки проектной документации продлевается еще на один год. Таким образом оценка проектной документации в случае представления таких ГПЗУ или ППТ осуществляется на соответствие требованиям технических регламентов, действовавшим на дату выдачи ГПЗУ или на дату утверждения ППТ, при условии, что с даты выдачи ГПЗУ или с даты утверждения ППТ прошло не более 2,5 лет.
Какие особенности проектной документации учитываются при проведении проверки сметной стоимости?
Предметом проверки сметной стоимости является изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия утвержденным сметным нормативам, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, физическим объемам работ, конструктивным, организационно-технологическим и другим решениям, предусмотренным проектной документацией, а также в целях установления не превышения сметной стоимости над укрупненным нормативом цены строительства. При отсутствии укрупненных нормативов цены строительства для объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, также осуществляется изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, на соответствие предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе документально подтвержденных сведений о проектах-аналогах. При принятии Правительством Российской Федерации решения о неприменении критерия экономической эффективности проектной документации в части сметной стоимости строительства объекта капитального строительства, которая не должна превышать предполагаемую (предельную) стоимость строительства, определенную с применением укрупненных нормативов цены строительства или с использованием документально подтвержденной органами и организациями, уполномоченными на проведение государственной экспертизы, сметной стоимости объектов, аналогичных по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство, изучение и оценка расчетов, содержащихся в сметной документации, в целях установления их соответствия укрупненным нормативам цены строительства или предполагаемой (предельной) стоимости строительства, рассчитанной на основе подтвержденной органами государственной экспертизы сметной стоимости проектов-аналогов, не производится.
В случаях, если разработка проектной документации не требуется, проводится оценка соответствия указанных в абзаце первом настоящего пункта расчетов физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ или акт технического осмотра объекта капитального строительства и дефектную ведомость при проведении проверки сметной стоимости капитального ремонта.
19. Проверка сметной стоимости проводится в предусмотренный договором срок, который не может быть более 30 рабочих дней. В случае если проверка сметной стоимости проводится одновременно с проведением государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий или подготовкой заключения о модификации проектной документации, такая проверка осуществляется в пределах срока проведения государственной экспертизы или подготовки заключения о модификации проектной документации.
20. При проведении проверки сметной стоимости внесение изменений в сметную документацию может осуществляться в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором. При этом срок проведения проверки сметной стоимости может быть продлен на основании договора или дополнительного соглашения к нему, но не более чем на 30 рабочих дней.
20(1). Срок проведения проверки сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, указанный в пункте 19 настоящего Положения, может быть сокращен, но не менее чем до 10 рабочих дней, в случае наличия соответствующего поручения (решения) Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
21. В случае если при проведении проверки сметной стоимости выявляются недостатки (отсутствие либо неполнота сведений, описаний, расчетов, чертежей, схем и т.п.), не позволяющие сделать выводы о достоверности или недостоверности представленных расчетов, заявителю в течение 3 рабочих дней направляется уведомление о выявленных недостатках и при необходимости устанавливается срок их устранения.
22. Организация по проведению проверки оформляет заключение о недостоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, работ по сохранению объекта культурного наследия, если:
а) выявленные недостатки невозможно устранить в процессе проведения проверки сметной стоимости или заявитель в установленный срок их не устранил;
б) расчеты, содержащиеся в сметной документации, произведены не в соответствии с утвержденными сметными нормативами, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов;
в) в сметной документации выявлены ошибки, связанные с неправильностью и (или) необоснованностью использованных в расчетах физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, принятых в проектной документации.
23. При отсутствии сметных нормативов, подлежащих применению при расчете сметной стоимости строительства, заинтересованное лицо вправе подготовить необходимые сметные нормативы и представить их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации для включения в установленном порядке в федеральный реестр сметных нормативов.
Каковы последствия для заказчика и исполнителя, если сметная стоимость превышает укрупненный норматив цены строительства?
Согласно общему правилу, закреплённому в ст. 743 ГК РФ, подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объём, содержание работ и иные требования, и со сметой, определяющей цену работ, которые являются неотъемлемой частью договора строительного подряда и содержат оговоренные сторонами (заказчиком и подрядчиком) существенные условия договора. При этом при определении стоимости сметных работ по договору строительного подряда подрядчиком должен соблюдаться рекомендуемый Государственным Комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу порядок ценообразования и сметного нормирования в строительстве, который включает в себя специфические сметные нормативы, необходимые для определения сметной стоимости строительства, содержащиеся в Методике определения стоимости строительной продукции МДС 81-35.2004.Правоотношения, вытекающие из договоров строительного подряда, заключенных для целей государственных и муниципальных нужд, регламентируются Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», ст. 9 которого содержит указание на установление твердой цены государственного контракта, которая не может изменяться в ходе его исполнения за исключением указанных в законе случаев. Ст. 768 ГК РФ устанавливает приоритет Гражданского кодекса РФ в регулировании отношений по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд, указывая, что соответствующее законодательство применяется только в части не урегулированной Гражданским кодексом РФ.Согласно п. 3, ст. 744 ГК РФ подрядчик вправе требовать в соответствии со ст. 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%.
Но так как заказчик освобождается от возмещения убытков подрядчика, если докажет отсутствие необходимости в проведении дополнительных работ, увеличение сметной стоимости строительства должно согласовываться подрядчиком с заказчиком в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 743 ГК РФ, согласно которому при обнаружении в ходе строительства не учтенных в технической документации работ, повлекшее необходимость проведения дополнительных работ и, как следствия, увеличения сметной стоимости строительства, подрядчик обязан сообщить об этом заказчику, который должен дать своё ответ в течение 10 дней, если иной срок не оговорен в договоре строительного подряда. В отсутствии ответа заказчика на сообщение подрядчика по истечении 10 дней, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика.
Данная позиция полностью поддерживается судебной практикой. Например, в Постановлении ФАС Уральского округа от 28.06.2005 г. № Ф09-1866/05-С4 по делу № А60-37566/2004-С1, в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 11.01.2009 г. № Ф08-7936/2008 по делу № А32-9637/2008-37/64, в Постановлении ФАС Поволжского округа от 06.05.2011 г. по делу № А57-24490/2008 содержатся указания на то, что при наличии документальных подтверждений необходимости проведения дополнительных работ и использования дополнительных материалов, а также при соблюдении подрядчиком установленной ст. 743 ГК РФ процедуры согласования соответствующего увеличения сметной стоимости с заказчиком, подрядчик имеет право на оплату дополнительно выполненной работы.
Но при этом необходимо помнить о том, что речь идёт только о выполнении подрядчиком и оплате заказчиком дополнительных работ и используемых для их выполнения материалов. Изменения сметной стоимости в связи с динамикой инфляционной составляющей не допускаются. О чём неоднократно в своих локальных нормативных актах указывал Минэкономразвития РФ (Письмо Минэкономразвития РФ от 04.12.2008 г. № Д05-5503; Письмо Минэкономразвития РФ от 10.11.2009 г. № Д22-1256).
Изменение стоимости контракта оформляется, согласно ст. 744 ГК РФ, сторонами путём заключения дополнительного соглашения к договору строительного подряда с приложением к нему локального сметного расчёта на дополнительные работы и материалы, который должен быть подписан обеими сторонами.
Превышение сметной стоимости строительных работ по госконтракту - договору строительного подряда, которое произошло в результате проведения подрядчиком дополнительных работ или использования им большего количества материала допустимо даже не смотря на соответствующие ограничения в Федеральном законе от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ, только при соблюдении порядка изменения сметной стоимости, установленного ст. 744 ГК РФ, согласно которому подрядчик вправе требовать в соответствии со ст. 450 ГК РФ пересмотра сметы, если по независящим от него причинам стоимость работ превысила смету не менее чем на 10%, только при условии предварительного согласования с заказчиком увеличения сметной стоимости строительства путём направления подрядчиком в адрес заказчика письма с документацией, обосновывающей необходимость увеличения сметной стоимости строительства, на которой заказчик должен ответить в течение 10 календарных дней.
При отсутствии ответа заказчика на сообщение подрядчика по истечении 10 дней, подрядчик обязан приостановить соответствующие работы с отнесением убытков, вызванных простоем, на счет заказчика. А при согласии заказчика на увеличение сметной стоимости строительства, стороны должны подписать локальный сметный расчёт на дополнительные работы и материалы в рамках дополнительного соглашения к договору строительного подряда.
  • О компании
  • Реестр
  • Контакты

© 2025 ООО «МЦЭП». Все права защищены. 
Юридический адрес: Москва, Окружной проезд 15к2, этаж 5, офис 525. 
Телефон: +7 (800) 500-75-02 
Email: info@ekcpertiza.ru
  • Экспертиза проектной документации
  • Экспертиза результатов инженерных изысканий
  • Экспертиза сметной стоимости
  • Экспертная оценка
  • Судебная строительно-техническая экспертиза
  • Заключение о соответствии (ЗОС)
  • Обследование зданий и сооружений
  • Разработка СТУ
  • Экологическое проектирование
  • Разработка паспортов отходов
Благодарим вас за доверие! 
Спасибо за то, что выбрали нас! 
Мы искренне ценим ваше доверие и всегда готовы поддержать вас на каждом этапе экспертизы.
Наш специалист свяжется с вами в удобное для вас время, чтобы помочь и ответить на все вопросы.
Будем рады помочь вам с вопросами экспертизы — просто оставьте заявку, и мы свяжемся с вами!

Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных

Этот сайт защищен reCAPTCHA и регулируется Политикой конфиденциальности и Условиями использования компании Google.

  • Негосударственная экспертиза проектной документации
  • Инженерные изыскания
  • Экспертиза сметной стоимости
  • Экспертная оценка
  • Судебная экспертиза
  • Заключение о соответствии (ЗОС)
  • Обследование зданий и сооружений
  • Разработка СТУ
  • Экологическое проектирование
  • Разработка паспорта отходов